ХРАМ В ЧЕСТЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО
История храма
За главным корпусом университета открывается прекрасный вид на склоны холмов и левобережье. С этой наблюдательной площадки начинаются все экскурсии по Воронежу. Прямо перед глазами — две церкви. Об одной из них, Ильинской, речь уже шла. Теперь настал черед второй, Спасской. К ней также можно пройти с правой стороны университета, по улице Фрунзе (прежде она звалась Консисторской; в городской топонимике, кстати, были улицы Покровская, Введенская, Воскресенская, Ильинский съезд, Спасская и др.).
Храм отмечает свой престольный праздник 16 августа по старому стилю. Престол именуется так: «Перенесение нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едесы в Царьград». Столь сложное и вычурное наименование имеет под собой следующие библейские события. В земной жизни Иисуса Христа слава о Его чудодейственной силе достигла города Едесы, что за Евфратом. Князь этой местности Авгарь, больной проказой, поверил в Него, как в Бога, и попросил Иисуса прийти к нему, дабы вылечить и одновременно укрыться в городе от недоброжелателей. Иисус отклонил приглашение, но сказал, что когда он вознесется на небо, то пришлет одного из апостолов исцелить князя.
Гонец Авгаря, живописец Анания, хотел сделать изображение Христа, но не мог уловить Его божественный лик, который постоянно менялся. Иисус Христос велел подать себе воды и полотенце, умыл лицо и отер его полотенцем, на котором чудесным образом отпечатался Его лик. Полотенце хранилось у Авгаря в Едесе как святыня.
В 944 году, в царствование византийского императора Константина Багрянородного, образ Бога был перенесен из Едесы в Константинополь. Само перенесение нерукотворного Спаса осуществлялось торжественно, день события стал великим праздником. Спас был захвачен крестоносцами в 1204 году, погружен на корабль для отправки в Венецию, но тот затонул в Мраморном море.
Первое упоминание о находящейся в «воронежском кремле» (крепости) церкви относится к 1676 году. Именовалась она тогда «Преображения Господа нашего Иисуса Христа». Архимандрит Димитрий (Д. И. Самбикин) считал, что Спасская церковь выстроена вместо нее, но мне кажется, что ближе к истине автор статьи о храме в «Воронежской старине» (1905) Т. Д. Попов. Он отмечал, что Преображенский храм уже в раннюю пору одновременно именовался Спасским. Есть об этом упоминание в документах, да и древняя икона Преображения Господня оставалась особо чтимой в новом храме.
С 1741 года начинается история каменного здания. В тот год посадские люди во главе со священником Михаилом Феоктистовым обратились к епископу Иоакиму с просьбой разрешить построить «наместо обветшавшей деревянной церкви всемилостивого Спаса каменную во имя же всемилостивого Спаса». В следующем году среди прихожан был пущен подписной лист по сбору «храмосозидательных» средств. Суммы вносились самые разные, в зависимости от достатка от нескольких копеек до четырехсот рублей. Первоначальный капитал скопили, и в 1744 году новый иерарх, Феофилакт, разрешил приступить к переустройству церкви. С работами, требовавшими тонкого мастерства и тщательного соблюдения технологического цикла, тогда не торопились, премии за досрочную сдачу объекта не причитались. Придел во имя святого Николая Чудотворца епископ освятил 11 ноября 1750 года. Основной же храм во имя нерукотворного Спаса был завершен пять лет спустя, к 1755 году.
С возведением еще одного придела, во имя Смоленской иконы Божией Матери (одним именем церквей в городе не называли, а однотипные приделы существовали), связана курьезная история. У Агафьи, вдовы флотского офицера Яно-ва, грека по национальности, хранилась «местночтимая» Смоленская икона Божией Матери. Сам Янов не успел подыскать ей достойное место в храме. Агафья же стала устраивать дома молебны перед образом Богородицы, приглашала для этого окрестных священников и собирала средства для строительства придела в честь реликвии. Епископ Тихон III счел домашние службы неприличными, наказал священников (в их числе оказался и Алексей Болховитинов из Ильинского прихода) и вдову. Но придел при Спасском храме во имя иконы Смоленской Божией Матери все же был выстроен и освящен в 1777 году. Туда и перешла икона «древнего письма» в серебряной позлащенной ризе.
Приходское кладбище вокруг Спасской церкви сугубого внимания купцов Елисеевых не привлекало. Они отметили здесь только похороны купца Василия Черницына в 1765 году и через пять лет — жены купца Анны Бозлуковой.
В XIX веке Спасской церкви пришлось претерпеть немало перестроек. В 1841 году была расширена трапезная с алтарями, переделаны ее своды. В 1851 году вместо «низкого, темного и непоместительного» выстроен новый главный алтарь.
В 1854 году в старой колокольне обнаружились опасные трещины, угрожавшие обвалом. Местный архитектор Егор Харитонович Гиацинтов (1825 — после 1861) — к слову сказать, дед известной русской актрисы и режиссера Софьи Владимировны Гиацинтовой — предложил возвести заново четырехъярусную колокольню и вынести приделы из трапезной к главному алтарю. Его проект отправили на рассмотрение в столицу империи, где «для большей устойчивости церкви и для благовидности фасада» чертежи решено было доработать. Этим занялся кто-то из главного строительного ведомства.
Проект перестройки Спасской церкви утвердил сам Александр II 29 января 1857 года. Работы по нему были осуществлены в 1857—1859 годах, хотя и не полностью: колокольня по сравнению с первоначальным замыслом была снижена и в натуре оказалась двухъярусной. По обе стороны ее первого яруса пристроили караулку и кладовую, при входе — паперть.
Позже вокруг церкви в два приема возвели ограду, в 1880 году устроили новые иконостасы. В 1859 году купеческая вдова Олимпиада Яковлевна Синицына внесла пожертвования на содержание престарелых и одиноких женщин, в 1895 году к этому еще прибавился дар купца Федора Федоровича Бухонова. На эти средства в конце века близ церкви была построена небольшая каменная богадельня. В это же время появилась школа грамоты для начального обучения окрестной детворы.
Спасская церковь была одноштатной, ее клир насчитывал трех человек: священник, дьякон и псаломщик. Жалованием им служили арендная плата за 17 десятин пашенной земли, банковские проценты с пяти с половиной тысяч рублей и доброхотные подаяния за исполнение треб. Священники этой церкви наряду со служением в ней преподавали в различных учебных заведениях. В XVIII веке длительный срок служил здесь отец Михаил Спасовский (1719— 1779). С 1863 по 1865 год священником был Михаил Иванович Некрасов, постригшийся позже в монахи и достигший епископского достоинства с именем Лаврентия. Его сменил до 1874 года отец Иван Смирпицкий. В 1883—1901 годах настоятелем у Нерукотворного Спаса был Александр Васильевич Палицын, перешедший затем к Чугуновской кладбищенской церкви. С 1901 года в Спасском храме обретался Тихон Дмитриевич Попов, который вскоре приобрел известность как богослов.
С момента создания Сельскохозяйственного института в 1913 году он занял там кафедру богословия, стал профессором, был избран депутатом в четвертую Государственную Думу. Еще пару десятилетий назад его считали ярым реакционером и в качестве иллюстрации приводили слова, сказанные им в 1906 году с амвона церкви: «Если вы, братие, увидите вора, разбойника, мошенника, протяните этим несчастным руку, но если вы встретите социалиста или толстовца, то плюньте на них и бежите от них». Насчет последователей учения Льва Толстого почтенный богослов явно переборщил, ибо в их взглядах не было места насилию, а по поводу социалистов… похоже, был недалек от истины. В 1918 году отца Тихона из института уволили. Как жил он дальше, точно не знаю, но доподлинно известно, что рук чекистов он миновал.
Но вернемся к Спасской церкви. Перед революцией ее приход насчитывал 111 дворов, 631 человека. Прихожане были рассеяны по всему Воронежу, жили даже в пригородной слободе Чижовке. Это приводило, как отмечал тот же Тихон Попов, к отсутствию тесных связей прихожан с храмом и пастырем, к их взаимному отчуждению.
Революция 1917 года, которую встретил в Спасской церкви священник В. А. Милоградский, сразу вроде бы не внесла особых перемен в веками отлаженную религиозную жизнь. Но это оказалось началом конца, предвестником скорой гибели. В декабре 1918 года от В. Милоградского потребовали отчета о сокровищах храма. Батюшка особо не усердствовал, назвал лишь богослужебные предметы безо всякого их взвешивания: пять крестов напрестольных, два ковчега, три сосуда с приборами, пара венцов, два кадила и четыре лампады.
В начале 1930-х годов храм у верующих отобрали, общину разогнали. Здание передали госархиву под хранилище документов. Архив владеет им не единолично, а делит с типографией Управления внутренних дел. У семи нянек, как известно, дитя без глазу. Колокольня и купол оказались усеченными, вся церковь из-за этого выглядит придавленной к земле.
Как и все культовые сооружения города, Спасская церковь состоит на государственной охране как памятник архитектуры республиканского значения. Но что реально дает ей этот почетный статус? Ни денег, ни стройматериалов ее совладельцы не имеют, а в нынешнее время и вовсе чувствуют себя здесь временными жильцами.
В конце 1993 года Спасскую церковь решено было возвратить епархии. Все, что сказано мною по этому поводу об Ильинской церкви, можно отнести и к соседней с ней Спасской. Не исключено, что и улица Фрунзе вскоре вернет свое первоначальное название.
Клир храма
- Иерей Алексий Струков — настоятель
- Иерей Олег Воропаев — клирик
Контактная информация
394035, город Воронеж, улица Фрунзе, 16-Б
тел. (473) 220-80-28 — храм